Городское строительство.

ВАЛЕРИЙ ЧЕРЕЦ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОССТРОЯ УКРАИНЫ: «ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К РЫНКУ»

Завершился первый год нового столетия и третьего тысячелетия, богатый на

преобразования и события в политической и общественно-экономической жизни

Украины. Для строительного комплекса и коммунального хозяйства страны он

примечателен тем, что, несмотря на кризисные явления, глубокие структурные

сдвиги, в целом удалось сберечь производственно-технический потенциал

отраслей и продолжить продвижение вперед.

Оглядываясь сегодня назад, можно увидеть и оценить, насколько тернистый

путь прошли строители за последний период. С 1991 по 1997 годы ежегодные

темпы сокращения объемов освоения капиталовложений были настолько

значительными, что их показатель уменьшился в 4,5 раза. При этом

технологическая структура капиталовложений свидетельствовала о низкой

эффективности их использования: затраты на модернизацию оборудования

сокращались, а удельный вес строительно-монтажных работ неуклонно

возрастал. Наряду с этим ежегодно снижались объемы выделения средств из

госбюджета. И лишь в 2000 году наступил заметный перелом и начался

стабильный рост показателей освоения капиталовложений: за девять месяцев

прошлого года их освоено на 25,2 процента больше в сравнении с таким же

периодом предыдущего года. Прирост объемов выполненных работ наблюдался в

20 регионах (из 27 имеющихся на Украине).

Значительные объемы работ выполнены на сооружении энергоблоков Ровенской и

Хмельницкой АЭС, прокладке магистральных трубопроводов для транспортировки

нефти и газа в Закарпатской области и нефтетерминала в Одессе,

реконструкции вокзальных комплексов в Киеве, Львове, Ковеле, восстановлении

ЛЭП после стихийного бедствия 2000 года в Одесской, Винницкой и Житомирской

областях, ликвидации последствий наводнения в 2001 году в Закарпатской

области, сооружении Киевского метрополитена.

За счет активного поиска подрядных рынков, в том числе и за пределами

Украины, нетрадиционных источников финансирования строительства отдельные

коллективы достигли положительных результатов. Это прежде всего холдинговая

компания «Киевгорстрой», концерн «Укрмонолитспецстрой», корпорация

«Познякижилстрой». Наряду с крупными строительными фирмами все чаще и

громче заявляют о себе малый и средний бизнес. Надо сказать, что небольшие

предприятия смелее идут на риск, внедряя у себя новые технологии ведения

строительно-монтажных работ, изготовления строительных материалов и

изделий. Однако сдвиги в инвестиционной деятельности еще не достаточны для

стабилизации работы строительных организаций и предприятий стройматериалов.

Несмотря на катаклизмы и утраты минувших лет, строительная отрасль Украины

сегодня представляет собой довольно мощный комплекс, которому по плечу

решение задач любой сложности. Это около семи тысяч больших и средних и

свыше 18 тысяч малых предприятий, где трудятся около одного миллиона

человек. Из них государственная форма собственности осталась лишь у 14

процентов подрядных организаций и у девяти — предприятий стройматериалов. У

нас сохранились крупные государственные строительные корпорации и

объединения, такие, как «Укрстрой», «Укрмонтажспецстрой»,

«Укрстройматериалы», «Украгропромстрой», куда на правах полной

хозяйственной самостоятельности и добровольности входит 46 процентов

предприятий разных форм собственности. Однако в процессе становления

рыночных отношений такие формы объединения, как корпорации, должны изменить

свои функции в отношении низовых организаций в направлении концентрации

финансовых ресурсов предприятий для создания и координации использования

современной производственной базы, формирования мобильных коллективов для

выполнения работ на уникальных объектах, а также решений юридических

вопросов.

Стратегическим направлением развития отрасли является жилищное

строительство. По прогнозу на 2000-2004 годы, разработанному правительством

во исполнение указов и поручений президента Украины, предусматривается

ввести за эти годы 44 млн. кв. метров жилой площади. Однако ход реализации

программы сдерживают нерешенные старые и появившиеся новые проблемы. Это

обусловлено, в частности, удорожанием материально-технических ресурсов,

вызванным инфляционными процессами в экономике, внедрением в строительство

новейших энергосберегающих технологий. Сказываются на темпах жилищного

строительства также ограниченность бюджетных ассигнований, низкий уровень

платежеспособности населения, отсутствие действенных финансово-кредитных

механизмов привлечения средств населения, слабые стимулы для вложения

инвестиций в жилищное строительство, необоснованные изменения налогового

законодательства и другие факторы.

Для ускорения разрешения названных проблем разработан проект закона «О

государственном финансировании и целевом долгосрочном кредитовании

строительства жилья», который призван урегулировать круг вопросов по

созданию финансово-кредитного механизма и участию государства в

финансировании и льготном кредитовании строительства жилья. Принципиально

новой составляющей этого закона является установление обязательной

ежегодной нормы капиталовложений из госбюджета на финансирование и

долгосрочное льготное кредитование сооружения жилья и финансового участия

регионов в этом деле, определение направлений использования средств для

обеспечения жильем льготных и малообеспеченных слоев населения.

В декабре с участием президента Украины Л. Кучмы в Киеве состоялась

конференция, посвященная проблемам развития ипотечного рынка в стране. В

частности, на ней было предложено создать специальный государственный

орган, предположим, ипотечную компанию под эгидой Минфина и Нацбанка

Украины. К слову, такая государственная компания существует в Канаде в

составе Министерства общественных работ. Предлагалось также Нацбанку на

первом этапе внедрения ипотечного кредитования осуществить определенные

денежные интервенции с дальнейшим реформированием налоговой политики в

направлении, благоприятном для развития ипотеки. Параллельно должна быть

создана система страхования ипотечных кредитов, вторичного ипотечного рынка

закладных, которые бы обеспечивали рефинансирование ипотечного рынка и

привлечение денег в сооружение жилья.

Развитию жилищного строительства должно содействовать также внедрение

системы экономических стимулов для привлечения инвестиций, в том числе

направленных на удешевление возведения жилья, что возможно при освобождении

его от НДС независимо от источников финансирования и видов строительства

(новое или реконструкция старого), а также при поощрении предприятий в

инвестировании строительства жилья для своих работников. Вместе с тем в

ряде регионов постепенно внедряются элементы ипотечного кредитования,

прежде всего холдинговой компанией «Киевгорстрой».

Положительные сдвиги происходят в жилищно-коммунальной сфере. Так, начата

реализация программы реформирования этой отрасли на 2002-2005 годы. Основой

ее является выполнение региональных программ с учетом местных особенностей

и возможностей местных бюджетов. Кроме того, учтены предложения отраслевых

программ стабилизации и развития водопроводно-канализационного хозяйства,

коммунальной теплоэнергетики, городского электротранспорта,

энергосбережения, обезвреживания бытовых отходов. Предусматривается

завершить процесс определения собственности объектов жилищно-коммунального

хозяйства и передачи ведомственного жилья и социальной инфраструктуры в

подчинение местной власти, осуществить реформирование управления,

финансирования и ценообразования. В сфере обслуживания жилья внедряются

новые отношения собственников жилья и предприятий их обслуживающих,

создаются структуры — заказчики жилищных, коммунальных услуг и управления

жильем, частные структуры для эксплуатации жилого фонда на конкурсной

основе. Особое внимание уделяется организации объединений совладельцев

приватизированного и другого жилья как основы самоуправления граждан в

жилищной сфере. Недавно принят и подписан президентом Украины Закон «Об

объединении совладельцев жилья».

На Украине многое делается для сохранения памятников истории и архитектуры.

Реконструируются исторические центры Каменец-Подольска, Львова, Одессы,

Глухова и других больших и малых городов. В Киеве возрожден Михайловский

Златоверхий монастырь, в Севастополе — Херсонесский Владимирский собор, в

Одессе — колокольня Спасо-Преображенского собора. В 2001 году правительство

изыскало возможности для увеличения расходов госбюджета на реставрацию

памятников. И в будущем необходимо предусмотреть такие расходы в объеме,

позволяющем сберечь бесценные сокровища минувших столетий, особенно

занесенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Подводя итоги ушедшего года, нетрудно убедиться, что сделано очень много.

Но предстоит сделать еще больше, поскольку строительство — та отрасль,

которая способна вытащить из кризиса всю страну. И это будет сделано. Сил

вам, коллеги, здоровья и успехов в наступившем году!

Заглавие: МОСКВИЧИ ЖДУТ БОЛЬШЕ РАБОСТИ ОТ СТРОИТЕЛЕЙ, КОММУНАЛЬЩИКОВ

Москвичи могут быть довольны: почти все строительные и коммунальные

программы, намеченные на этот год, выполнены. В прошедшем году построено

почти 3,5 млн. кв. метров жилья, отремонтировано 11,2 млн. кв. метров

дорожного полотна, выполнен капремонт 288 столичных улиц, завершен основной

объем строительства Третьего транспортного кольца, введены новые станции

метро, проведены новые маршруты наземного транспорта.

Перед Мосстройкомплексом, жилкомхозом стоят новые, еще более сложные

задачи.

В 2002 году необходимо построить 4,2 млн. кв. метров жилья, из них отдать 1

млн. безвозмездно москвичам на переселение из пятиэтажных, ветхих и

аварийных домов, и 400 тыс. кв. метров передать очередникам районов. Особое

внимание уделяется качеству строительства. Перед руководством строительного

комплекса столицы поставлена задача: в 2002 году не принимать в

эксплуатацию ни одного квадратного метра, ни одной квартиры, если в них

есть хотя бы одна недоделка. Запрещается делить жилье с точки зрения

качества на муниципальное и коммерческое. Люди, получившие от города жилье

бесплатно, его заслужили, заработали.

В наступившем году предстоит внедрять новые схемы строительства

муниципального жилья, так как сейчас в очереди на жилье люди стоят по 15-20

лет. Особое внимание уделяется решению квартирного вопроса молодых семей. В

городе их около 400 тысяч. Им нужно давать квартиры сейчас, а не через 20

лет, когда квартиры понадобятся их детям. Под контролем правительства

находится реализация городской целевой программы «Молодой семье — доступное

жилье». Она позволит брать молодежи ипотечные кредиты. Это будут не кредиты

для богатых, у которых итак есть возможность купить квартиру, а кредиты для

тех, кто в них действительно нуждается. Молодежи никто не хочет давать

кредит, так как его нечем обеспечить, она, молодежь, еще ничего не успела

заработать. Но это наше будущее, и программа даст им шанс жить достойно уже

сейчас. Конечно, за год эту проблему не решить, но начать решать ее нужно

как можно быстрее.

В настоящее время правительство Москвы рассматривает и другие жилищные

программы, которые позволят обеспечить москвичей, если не бесплатным, то,

по крайней мере, очень доступным жильем. Сейчас завершается строительство

первого в Москве доходного дома. Это элитный дом. Но в ближайшее время

будут возводиться и дешевые доходные дома, снять квартиру в которых смогут

люди с любым уровнем дохода. В очереди на жилье стоит много людей, которые

смогли бы в течение десяти, двадцати, тридцати лет, получив квартиру, за

нее расплатиться. Реализация этой программы позволит «разгрузить» очередь

на жилье, а средства, поступающие в счет погашения стоимости квартиры,

пойдут на увеличение объемов строительства бесплатного или такого же

доступного жилья.

Перед созидателями ставится задача, чтобы новые дома вписывались в

исторический облик города, сохраняли архитектурные традиции. В новом году

начнется снос зданий, уродующих облик центра. Прежде всего речь идет о

гостинице «Интурист». В начале года она прекратит свою работу. Снос здания

начнется в апреле. На месте «Интуриста» будет построена новая

пятизвездочная гостиница. В дальнейшем планируется приступить к

реконструкции гостиниц «Россия», «Москва», «Пекин», а также построить сеть

малых и трехзвездочных гостиниц.

Особое внимание в 2002 году будет уделено дорожному строительству и

развитию транспортных магистралей города. Если в ближайшие несколько лет не

будет совершен качественный прорыв, то к 2010 году московские улицы

попросту встанут от избытка автомобилей. А столичный бюджет потеряет

колоссальные суммы, так как деловая и туристическая жизнь столицы окажутся

парализованными. Именно это обязывает выполнить годовые задачи по

строительству делового центра «Москва-Сити», находящегося за пределами

Садового кольца, приступить к прокладке монорельсовой дороги до аэропорта

Шереметьево, завершить работы на Третьем транспортном кольце (за

исключением Лефортовского тоннеля), начать строительство Четвертого

транспортного кольца.

У любого города мира, и Москва здесь не исключение, есть две основные

обязанности перед своим населением: обеспечить его дорогами и

коммуникациями. Это жизненные артерии города: надземные и подземные. Если о

дорогах говорят часто, то о городской инженерии зачастую умалчивают. Но

каждый строитель знает, не будет коммуникаций — не будет объекта, будь то

жилой дом, детский сад или школа. И пока городские коммуникации едины,

город является одним целым.

В наступающем году обращается особое внимание на проблемы коммунальных

служб города. Главное для города и для вас — это не только дешево и хорошо

построить, но и впоследствии дешево эксплуатировать построенные дома.

Сейчас, когда москвичи начинают переходить на 100-процентную оплату

коммунальных услуг, задача строителей возводить такие дома, чтобы их

эксплуатация была максимально дешевой.

Мэрия сообщает, что практически все объекты коммунального хозяйства были

подготовлены к зиме своевременно. Однако не обошлось без проколов.

От жителей города поступает немало нареканий в адрес работников

коммунальной сферы за отсутствие гибкости в решении их проблем. Для многих

повышение стоимости коммунальных услуг — это шаг за черту бедности. Поэтому

им необходима своевременная помощь.

Интересы Москвы не замыкаются на строительстве собственного благополучия.

Столица принимает участие в строительстве объектов в Мурманске,

Севастополе, Ярославле, Тамбове, Кишиневе, Сочи и других городах. И за это

говорят Москве спасибо.

Успехов вам, созидатели столицы!